У авторов статей про мотивацию наблюдается какое-то коллективное слабоумие. Дать внятное определение мотивации, и то не могут.
Мотивация - это
1. на психофизиологическом уровне (базовая мотивация) - то, что "прёт", "вкатывает", то есть, вызывает искреннее и неподдельное удовольствие (
http://apikabu.ru/img_n/2012-09_2/0g9.jpg - иллюстрация как пример, но здесь "прёт" не сама наука, а какой-то её элемент, как вариант - возможность контроля. то есть, суть мотивации, как правило, скрыта, и деятельность челвоека не является прямым отражением собственно мотивации.) Базовая мотивация к Y означает, что человек хочет делать Y сам по себе, для себя и бесплатно.
2. на личностном (самомотивация) и социальном уровне (искусственная мотивация) - совокупность приёмов, заставляющих человека захотеть того, чего он изначально не хочет.
Чтобы разобраться с самомотивацией и искусственной мотивацией нужно понимать природу базовой мотивации.
Что представляет собой базовая мотивация? Для здорового человека это как правило базовые физиологические и социальные потребности - еда, размножение, доминирование + безопасность (как правило, всё это можно получить за деньги). Для нездорового человека, получившего, например, психотравму, это может быть какой-либо фиксацией, связанной с этой психотравмой. Сюда же можно отнести разные
обсессивные расстройства. Третий вариант, связанный с желанием контроля (то, что описано в книге Алана Купера "Психбольница в руках пациентов", процитировано здесь
http://blog.htc-cs.ru/post/psychology_of_programmers ) - это не болезнь, но и не типичный биологический случай.
Базовая мотивация закладывается в детстве или в пубертатном периоде, является одним из важнейших слагаемых конкретной личности, и изменить её сложно. Изменить её - значит сделать так, чтобы человек _искренне_ перестал хотеть Y и захотел Z. Такое возможно, но во взрослом возрасте это как правило означает слом личности (пример: история Патти Херст в книге
Прометей Восставший, ctrl+f "Патти").
Поэтому самомотивация и искусственная мотивация вынуждены работать с учётом той базовой мотивации, которая уже присутствует в человеке. Способов немного - подкуп мозга и обман мозга. Подкуп - это думать о плейстейшне чтобы веселее было таскать песок. Обман - это создать альтернативную реальность (в сабжевой статье это п.1 - "объяснить контекст задачи") с виртуальными наградами (в сабжевой статье это п.3 - "обратная связь"). Вот ещё пример:
http://ithappens.ru/story/12066 . В этих примерах достигается одна и та же цель: виртуальные фраги в виртуальной реальности. А мозгу всё равно, в какой реальности жить, для него главное победа, при победе мозг выделяет эндорфины (одни структуры вырабатывают, другие получают). Поэтому в компьютерные игры играть приятнее, чем работу работать.
Самомотивация без виртуальной реальности основывается на двух принципах: отложенная доминантность ("я сделаю работу сейчас - и ПОТОМ у меня будут сотни женщин и тысячи нефти") и смещённая активность (чего-то очень хочется, но взять нельзя - и возбуждение преобразуется в деятельность, не связанную с источником возбуждения).
Мотивация других людей - ну можно пойти по принципу "сделать проблему заказчика своей собственной и решать как свою собственную" (как в сабжевой статье), и в опредённых случаях это даёт результат, особенно, когда заказчик единственный, долгосрочный и нормально башляет. Можно пойти по принципу "дадим человеку делать то что ему нравится, и потом это продадим". Можно найти сознательного (который решил вопрос самомотивации), платить деньгами, и пусть он сам работает. Можно нанять бригаду бестолковых студентов и пинать их без всякой мотивации. Можно объединить два предыдущих пункта. Такое.
не всё полезно, что в swap полезло